г.Москва, БЦ "Barklay PLAZA",
ул. Барклая д.6, стр.5, офис 403
+7 (495) 088-54-81

Новое в применении судами таможенного законодательства для участников ВЭД

Роман Норман, 20.06.2016

12 мая 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

В первую очередь Верховный суд указывает на то, что международные договоры, в т.ч. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ) и Марракешское соглашение от 15.04.1994 г. по применению статьи VII ГАТТ, являются частью правовой системы Российской Федерации. Но таможенные органы часто игнорируют положения данных международных договоров и актуальные изменения в таможенном законодательстве при вынесении решений о корректировке таможенной стоимости товаров (Пункт 1-4 Постановления).

Таможенный контроль участников ВЭД: когда корректировка таможенной стоимости незаконна?

Верховный суд отдельно подчеркивает презумпцию добросовестности представленной декларантами информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (Пункт 6). Это значит, что:

  1. Само по себе выявление признаков недостоверности заявленной стоимости или должного подтверждения стоимости сделки не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости.
  2. Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов) само по себе не может являться основанием для корректировки (Пункт 7).

Еще один важный пункт Постановления четко декларирует, что, наконец, поставлена точка в вопросе «повторных» корректировок таможенной стоимости. Согласно пункту 12, таможенный орган не вправе выносить повторное решение о корректировке таможенной стоимости, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения о корректировке. Например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит по существу то же обоснование корректировки таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным.

Соответственно, и проведение проверок после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного контроля до выпуска товаров.

Изменения в таможенном законодательстве: никто не может быть наказан без объективной причины!

В 5-м Пункте Постановления оговаривается, что таможенная стоимость товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

Отсюда следует Пункт 8, указывающий, что таможенный орган обязан предоставлять декларанту право предоставить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования стоимости с извещением об основаниях проведения дополнительной проверки.

При этом, несмотря на то, что обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота, от последнего разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров (Пункт 9).

В подобных ситуациях одной из самых проблемных при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров является ситуация, когда таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль участников ВЭД, не найдя доказательств недостоверности контрактной цены товара отказывает в применении «метода по цене сделки» по формальным основаниям. Например, при недостаточном подтверждении дополнительных начислений к цене: расходов на перевозку товаров или страхование. Верховный суд в Пункте 16 настоящего Постановления указывает, что неполнота заявления декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям закона документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления.

Таможенные споры: внедрение принципов из налогового права

norman sporПункты 11 и 21 Постановления законодательно устанавливают важные правила о недопустимости привнесения новых доказательств на определенных стадиях ведения таможенного спора, а также о взимании пени:

 

1) Пункт 11 Постановления посвящен чрезвычайно важному правилу, которое уже давно применяется в налоговых спорах: о недопустимости «вброса» новых документов, сведений и доказательств на стадии судебного разбирательства при отсутствии объективных причин для их представления именно в суд. В большинстве таможенных споров представители таможенных органов «правили» ошибки своих коллег, которые принимали необоснованные и формальные решения на стадии таможенного контроля. Одновременно и на декларанта накладываются обязательства по раскрытию всех имеющихся документов на стадии таможенного контроля.
2) Пунктом 21 частично вводится принцип, давно применяемый в налоговом праве: исходя из принципа защиты правомерных ожиданий, пени не могут взиматься в случаях, если декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом. Жаль, что аналогичный подход Верховный суд не распространил на «вину» декларанта в отношении таможенных правонарушений при рассмотрении таможенных споров.

Таможенное право и таможенное законодательство: новые нюансы закона

Освещен в Постановлении и вопрос учета роялти в таможенной стоимости (Пункт 18). Не включенные в цену товаров платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (роялти) учитываются в качестве одного из дополнительных начислений при выполнении в совокупности двух требований: эти платежи относятся к ввозимым товарам, уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров (прямо или косвенно).

Особое внимание следует обратить на закрепление в таможенном праве и таможенном законодательстве взаимодействия таможни и налоговой службы. В Пункте 28 Верховный суд прямо указывает, что при возврате таможенных платежей, включающих НДС, возврат налога таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию.


Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!